Писатель Шамиль Шаукатович рассказывает о переходе от журналистики к литературе и роли ИИ
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8xL3lhbmRleGFydC1mYnZwYzd2dGVrMjg3YmpvdDJ1by5qcGVn.webp)
Шамиль Шаукатович долгое время считал себя журналистом, а литературное творчество было для него хобби, которым приходилось заниматься по ночам. Постепенно эта часть жизни стала более существенной и важной, но он оставался журналистом, редактором и работал в СМИ. С ноября он уже не работает в СМИ и не планирует возвращаться к журналистской деятельности, завершив эту главу своей жизни. Теперь он определяет себя как писателя.
Отношение к искусственному интеллекту в литературе он характеризует как сдержанное. По его мнению, тревоги по этому поводу сильно преувеличены, как и ожидания. Уже есть романы, написанные с помощью ИИ, не говоря уже о малых формах. Как большой поклонник научной фантастики, он вспоминает повесть Фрица Лейбера «Серебряные яйцеглавы», вышедшую в конце 1950-х. В ней вся литературная деятельность свелась к обслуживанию так называемых словомельниц. Человек, называющий себя писателем, утром просыпался и шел на службу, где садился рядом со словомельницей, заряжал ее, и она начинала молоть слова, а к вечеру выдавала роман. Вот это и была работа писателя. Правда, завязка повести сводилась к тому, что нормальные писатели устроили бунт и великую революцию и раздолбали все эти словомельницы.
Тревоги по поводу искусственного интеллекта напоминают недавние рассказы про блокчейн, нанотехнологии, электромобили и 3D-принтеры, которые заменят все на свете. Сейчас тоже говорят, что всем на смену придет ИИ. Такого не будет. Искусственный интеллект – это годный инструмент, который отлично решит узкие задачи, но не станет панацеей и не станет творцом. Если говорить о литературе, он легко и быстро вытеснит массовые жанры – криминальный трэш, такую же фантастику, дамские романы – все то, что читается «на бегу» в аэропорту, в отпуске, или тексты с продолжениями, которые сейчас на специализированных сайтах плодятся. Авторов серьезных он не заменит; новаторский детектив и фантастику он, конечно, не напишет, не говоря уже о так называемой большой литературе – в обозримом будущем точно. Среднестатистические россияне книги не читают вообще.
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE0LzExLzEyL2tvel8zOTk2LmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDI0LzExLzE4LzIwMjQxMTEzXzExNDgzNy5qcGc.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDIxLzA5LzI4L3BsdF8yMTUyLmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDI1LzEyLzEyLzIwMjUxMjEwXzEzNDE0M18yLmpwZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8xL3lhbmRleGFydC1mYnZtYTBpOGU5dXZodnVhYmQ0Ni5qcGVn.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8xL3lhbmRleGFydC1mYnYzaWRsNHJnb2ptcTVhdWtwZy5qcGVn.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE0LzA5LzE3L2FpcnBvcnRfMzcta29waWphLmpwZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8xL3lhbmRleGFydC1mYnYwY2plYjdkYTQ5dnE0a3F0MC5qcGVn.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi95YW5kZXhhcnQtZmJ2Z2h1ZzJzYXRpOWo1bXNlbWguanBlZw.webp)