Россияне борются с засильем сквернословия в повседневной речи
Проблема чистоты русского языка становится все более актуальной. Данные социологических исследований свидетельствуют, что нецензурная лексика прочно вошла в быт 70% опрошенных граждан. За последние семнадцать лет масштабы употребления брани в общественной среде существенно расширились, а численность тех, кто прибегает к сквернословию ежедневно, за указанный срок почти удвоилась.
Однако проблема рождает и решение в лице тех, кто не готов мириться с упадочнической тенденцией. Так появился проект «Россия без сквернословия», частью которого стали и представители храма святых бессребреников Космы и Дамиана.
Кандидат в сестры милосердия и руководитель местного проекта Елена Гарасимчук рассказала, почему браниться — не значит тешиться, о профилактической работе с молодежью и бойцами СВО, и при чем здесь слово «мама». Она поделилась, что в подростковом возрасте в ее среде иногда «выражались», но это всегда было не публично, в узком кругу. Она хорошо помнит своевременно состоявшийся разговор с родителями. Они сказали, что тоже могут материться, умеют, но никогда не позволяют себе этого, особенно в семье. Действительно, в тесном кругу никто не выражался. Тогда мама с папой подчеркнули, что наличие в лексиконе «резких» выражений говорит об уровне интеллектуального развития, не в лучшую сторону. Есть масса красивых хороших слов, которые можно использовать. Это произвело невероятный эффект.
Однако по данным исследований, люди с высоким IQ часто сквернословят. Она считает, что этим людям так элементарно проще. Гении нередко оказывались непростыми людьми, не всегда психологически здоровыми. И брань — тоже болезнь, нередко не просто привычка.
Ее решение вовлекаться в эту деятельность вызвано работой с молодежью. Как преподаватель она часто общается с молодежью, и не могла не заметить, как много мата стало в нашей жизни: в коридорах, на лестницах, в общественном транспорте. Ребята, может, себя и сдерживают на занятиях, но вне стен вуза разговаривают на «блатном» языке. Тогда она поняла, как глубока эта проблема. Многие даже не задумываются, насколько грязную мощь несет в себе брань.
Когда пришла помогать в храм, задалась вопросом, почему бы не заняться этим. Все реально, если люди захотят отказаться от ругательств и примкнуть к этому движению. Это не обязательно делать через церковь или веру, ведь проблема касается не только православных.
По какой-то причине в нашем обществе нецензурная брань считается нормой, хотя за подобные выражения законодательно предусмотрена ответственность. Никто нигде не пресекает такое поведение. Однако когда делаешь замечания молодым людям в том же автобусе, они извиняются. Главное, чтобы это было сказано не в резкой форме. Ребята на самом деле понимают, что это — не норма, и все же задумываются. Чем больше мы будем останавливать окружающих в подобных высказываниях, тем быстрее что-то сдвинется.
Когда повесили баннер «Слово «мама» свято — говори без мата», который смотрит на основной проспект, многие стали задумываться о вреде бранных слов. Это неоднократно замечали как прихожане храма, так и случайные прохожие в разговорах.
Многие считают, что данная проблема вызвана отсутствием начитанности. В том числе. Интеллектуальное развитие играет не последнюю роль. Для того чтобы люди отказались от хулы, нужно проводить беседы. Это поможет заложить понимание, почему ругаться плохо, и о чем вообще они говорят, когда произносят такие слова, ведь как только приходит осознанность, люди задаются вопросом, чем заменить брань. Для эффективного выражения своих мыслей нужен не мат, а развитие словарного запаса через чтение, например.
Изначально мат — это хула и осквернение Богородицы. Вне религиозного контекста это интерпретируется как публичное оскорбление собственной матери. С этим словом многое связано, потому что речь не только о родившей нас женщине, но и о Матушке-Земле, благодаря которой мы живем, а в конце жизни вновь неизбежно уходим в землю. Чтобы стереть народ с карты истории, достаточно убить его язык. Все остальное умрет само. Великое возрождение начинается с малого — с чистого слова, с нашего слова.
Есть научные исследования о том, как выглядит замороженная крещенская вода — насколько красивая игра кристаллов в ней происходит; и как выглядит мутный грязный кусок льда из воды, на которую матерились. От полива «проклятой» водой урожаи не всходят так, как от полива святой. Слово может очень много. «Слово «мама» свято — говори без мата».
Наш проект «Жизнь без сквернословия» реализуется сестричеством под эгидой всероссийского проекта «Россия без сквернословия». Он нацелен на просвещение общества о вреде и опасностях сквернословия всеми возможными способами, освещение духовной составляющей этой проблемы. Когда я вступала в Сестричество милосердия во имя Святой преподобномученицы Елизаветы Феодоровны при Храме, меня как раз интересовало развитие данного направления на локальном уровне. Тогда при поддержке старшей сестры милосердия Юлии Веселовой, предложили нашему духовнику, протоиерею Андрею Лосыку, воплотить это направление, и мы сделали баннер «Слово «мама» свято — говори без мата». Первая акция с раздачей буклетов и привлечением граждан к проблеме ругательств прошла в день защиты детей как самой уязвимой группы.
Всероссийский проект свободно распространяет информацию: буклеты, листовки, научную литературу, фильмы и мультфильмы на заданную тему. Инициаторы стараются привлечь к этому движению как можно больше людей: обращать внимание педагогов, подключать Управление образования и Управление культуры. Для того чтобы оздоровить общество, нам необходимо это делать. Изучив направление, мы подготовили методические разработки по проведению встреч, бесед не только для детей и подростков, но и для родителей, ведь многие вредные привычки идут из семьи. Если ребенок слышит мат каждый день, для него эта лексика станет нормой.
Я могу убедить подростка задуматься о вредоносности «грязных» слов, но если домочадцы уверяют, что ввинчивать брань в разговор — норма, долгосрочного эффекта не будет. Поэтому в основном мы взаимодействуем со школьниками и студентами. Как правило, это воспитанники школ 6-х классов и старше, ведь этот период знаменует переходный возраст. Они не просто за кем-то повторяют, а уже осознанно живут с этим. Когда интересуешься, почему используют подобные выражения, чаще всего ответ — дань моде. Должна сказать, мы только начали, и следующий этап профилактики уже запланирован. Надеюсь оздоровить нашу молодежь. Директора школ, колледжей и вузов могут обращаться, и мы будем приходить на занятия и выстраивать диалог.
Я считаю, что необходимо проводить беседы с ребенком и не скрывать от него эту сторону жизни. Мы сейчас живем в информационном мире, и спрятать это не удастся. Просьба забыть услышанное, наоборот, привлечет еще больше внимания. Поэтому лучше разъяснить чаду, что это за слова и почему употреблять их в речи нельзя.
Работу необходимо вести и с педагогами, и с классными руководителями. Когда преподаватель говорит, что на Руси всю жизнь матерились, он заблуждается. Подобное началось лишь после революции; до этих перемен сквернословие всегда порицалось. Есть множество примеров, как величайшие военачальники, Александр Суворов и Федор Ушаков, сурово наказывали за мат и работали с подчиненными, чтобы армия оставалась нравственно чистой. Брань проникала в речь лишь тогда, когда страну сотрясали тяжелейшие удары: будь то революция, перестройка и т.д. Люди прибегают к сквернословию тогда, когда утрачивают жизненные ориентиры.
В зависимости от возрастной категории по-разному воспринимают. Мы доносим информацию в нескольких формах, потому что чаще всего общаемся не с воцерковленными людьми: через видеоматериалы, презентации, мультфильмы. На основе увиденного или услышанного можно построить дальнейшее обсуждение. Стараемся проводить тематические встречи. Например, «роднее мамы нет на свете» или «что такое сквернословие». Стремимся у школьников сместить акцент на духовность и объясняем вредоносность брани с научной точки зрения. Многие сначала не вникают в предмет обсуждения, но потом начинает понемногу просыпаться понимание. Предлагаем пройти марафон — ведение дневника «21 день без сквернословия». Все мы знаем, что можно избавиться от привычки за три недели. Здесь то же самое. В течение отведенного времени участники акции фиксируют, сколько раз в сутки бранно выразились. Это позволяет лучше контролировать речь, постепенно избавляет от мата.
Есть определенные моменты, на которые мы можем ссылаться, но самое главное, чтобы человек понимал, что хулит Богородицу. Если он православный, то как может после молитвы к ней же обращаться за помощью или для прославления. Или когда воцерковленные материются, а потом падают перед иконой на колени и просят об участии. Важно помнить, что мы хулим мать Господа нашего. «... не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Евангелие от Матфея, глава 15:11.
Зачастую вначале встречают настороженно, с непониманием и иногда даже с протестом. Многое зависит от того, как с ними вести беседу: когда говоришь назидательно, поучительно, — это не очень воспринимается. Если же стараешься вступить в равный диалог, они охотнее слушают — ведь я пришла не для того, чтобы их поругать, а для того, чтобы разъяснить, почему нельзя использовать ругательства. Диалог чаще всего начинается с вопроса: «Кто из вас хочет быть счастливым?». После «подтягиваются» и другие тезисы. По опыту могу сказать, что важно искать подходы: иногда лучше работать отдельно с учениками и отдельно — с ученицами. Отчасти это связано с тем, что мальчики воспринимают такие разговоры с меньшим протестом, чем девочки. Второе важнее выражаться не по норме, а по моде. У юношей другой контекст употребления изначально. Наиболее частый вопрос на встречах: «А как же те, кто ругается красиво?». Я парирую, что это — общепринятое заблуждение, ведь нельзя красиво изливать нечистоты. Следующий их довод: «Пушкин и Есенин писали матерные стихи». На самом деле, Александр Сергеевич глубоко раскаивался и сожалел об этих выражениях, особенно в конце своей жизни.
Самое интересное, что если состоялась хотя бы одна беседа, ученики так или иначе будут задумываться, даже если не прекратят браниться совсем. Общество живет по привычке и убеждениям, которые навязаны. Это неправильно. «Многие аспекты связаны со сквернословием на СВО».
Однако мат встречается в литературе и как способ охарактеризовать персонажа. Как вы к этому относитесь? Я отношусь негативно, потому что любая личность воспринимает окружающий мир через носители информации: не только литература, но и СМИ. Автор должен предполагать, что является ответственным за тех, кто знакомится с его творчеством. Пусть даже слово будет завуалировано. Однако ведь ты осознал это в голове, и тем самым уже прикоснулся к грязи. Стараюсь избегать таких книг, и нашим подросткам из воскресной школы мы такую литературу не даем. Тогда не соприкасаться с этим критически сложно. Да, но мы не можем сидеть, сложа руки. Необходимо потихоньку действовать. Если каждый как минимум станет работать над собой, с окружающими — не допускать мата в своем присутствии, то все поменяется.
Например, девушка может остановить молодого человека. Они на самом деле должны это делать, потому что молодых людей воспитывают именно девушки. Юноша, может, считает, что тем самым зарабатывает «баллы», красуется. Важно остановить его, продемонстрировав достоинство. Когда молодые люди выбирают партнеров, в любом случае присматриваются к речи.
Мне кажется, сегодня речь в принципе не берут во внимание. Нужно, чтобы обращали, будем воспитывать. Может, я покажусь несколько наивной, но, когда начинаешь с подростками разговаривать на темы семьи и семейных ценностей, нельзя не отметить их серьезное отношение к данным вопросам. Надо пробуждать в них доброе и светлое, понимаете?
Считаю очень важной публичную позицию знаменитостей против брани, ведь их знают, на них смотрят, на них ориентируются. И разъяснения СМИ о смысловой нагрузке сквернословия дают возможность противостоять массовой духовной безграмотности и открытой войне против святости в душе всего народа страны.
Как быть с филологами, которые исследуют феномен русского мата? Я читала много трудов на эту тему. Нет, это нормально. Ведь они подходят с научной точки зрения зрения. Впоследствии это помогает и нам в работе, позволяя апеллировать к фактам из трудов. Например, один из знаменитых филологов Василий Ирзабеков выпустил ряд исследовательских трудов и фильм «Лексика ада. Кого призываешь, тот и приходит» на заданную тему.
Отдельно о бойцах СВО. Вы работаете и с ними? Действительно, многие аспекты деятельности связаны со сквернословием на СВО. «За ленточкой» у нас есть ребята, кто поддерживает этот проект. Они неоднократно убеждались: мат никогда не поможет, особенно в бою. Брань, по сути, — молитва Сатане. Кого призываешь, тот и приходит. Напротив, живущие со словом Христа побеждали и оставались живыми. «Слава Тебе Боже» вылетает, чтобы не упало и чтобы не просвистело. Тысячи воинов православных — и не только — батальонов не бранятся или стараются этого не делать, потому что сердцем знают: хула накладывает проклятие. В мирное время — это неурядицы жизни, а в зоне боевых действий — еще и скорая смерть.
Какие дальнейшие планы? Планируем охватить как можно больше образовательных учреждений. Нам бы хотелось содействия от Исполкома города, прежде всего — от Управления образования, для того чтобы мы могли входить в школы. Представители образовательной среды, с кем я непосредственно контактировала, прекрасно осознают проблему. Впоследствии мы могли бы проводить совместные мероприятия, конкурсы. В этом смысле нам нужна поддержка. Хотелось бы, чтобы в городе появились баннеры с лозунгом: «Слово «мама» свято — говори без мата». Это заставит горожан в очередной раз задуматься.
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE0LzEyLzIzL2RzY18wMjk2LmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDI1LzEwLzIwLzIwMjUxMDE1XzE5MDEwNC5qcGc.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDI1LzEwLzEwLzIwMjUwOTEwXzEzNTE1Ni5qcGc.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE0LzEyLzAzL2ZvdG8tNV8xLmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDI1LzEwLzE1L2ltZ181ODA1LmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE4LzA4LzAxL2tuMl85MDYwLmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDI1LzEwLzMwLzIwMjUwODEzXzExMDUyMi5qcGc.webp)