Челны Live
Главная·Общество
ЭксклюзивОбщество

Психолог Стригунова рассказала о вреде школьных тестов «на преступность» для детей

сгенерировано нейросетью ChatGPT
Фото – сгенерировано нейросетью ChatGPT

В конце лета 20 тысяч школьников из Татарстана отказались проходить тест на деструктивное поведение: по мнению психолога Радмилы Стригуновой, идея тестировать детей на склонность к преступлениям с психологической точки зрения абсолютно необоснованна. В разговоре из «Челны Live» она заявила, что детская психика чрезвычайно гибкая и формируется под влиянием множества факторов — семьи, окружения, жизненных обстоятельств.

Специалист отметила, что ни один тест не способен предсказать, станет ли ребенок нарушителем закона. Он может лишь выявить особенности характера, но не предрасположенность к преступлению. По ее мнению, само понятие «тест на преступника» несет в себе огромный риск стигматизации.

«Ребенка могут заклеймить еще до того, как он что-либо совершил. Это способно подорвать самооценку, вызвать агрессию или протестное поведение и даже подтолкнуть к правонарушению»,
— отметила Стригунова.

По ее мнению, подобная практика — форма контроля. Настоящая профилактика заключается в создании благоприятной среды: поддержке семьи, доверительных отношениях между взрослыми и детьми, возможности подростка открыто говорить о своих трудностях.

«Тесты не лечат проблему, они ее усугубляют. Если ребенок знает, что его могут проверить на „склонность к преступлению“, он закроется, перестанет делиться переживаниями, начнет скрывать свои страхи и проблемы. А накопленные эмоции могут привести к гораздо более серьезным последствиям»,
— предупредила психолог.

Стригунова также обращает внимание на невозможность полностью гарантировать конфиденциальность подобных обследований. Даже при формальных мерах защиты результаты нередко становятся известны учителям, одноклассникам или родителям других детей, что усугубляет ситуацию. Сам факт проведения такого теста уже оказывает негативное влияние на ребенка.

Неэтичным специалист считает и давление на родителей при получении согласия на тестирование, отмечая, что, если отказ воспринимается как подозрительный, это уже не является добровольным согласием, а является принуждением.

По мнению психолога, работа с детьми из «группы риска» должна строиться на уважении и понимании причин их поведения — проблем в семье, трудностей в учебе или в отношениях со сверстниками. Эффективными формами помощи Стригунова называет индивидуальную и групповую терапию, арт-терапию, тренинги социальных навыков и, особенно, работу с семьей.

Она также отмечает, что подобные тесты могут усиливать социальное неравенство:

«Детей из неблагополучных семей чаще относят к „рисковым“, хотя именно им особенно нужна поддержка, а не подозрения»,
— отметила эксперт.

Для реальной профилактики подростковой преступности, считает психолог, необходимы комплексные меры: улучшение условий жизни, развитие доступной системы психологической помощи, наставничество, образовательные программы для родителей и педагогов по вопросам детской психологии.

«Важно вовлекать молодежь в общественную жизнь, создавать условия для самореализации, доступные кружки и секции. Вместо поиска „преступников“ среди детей нужно помогать им раскрывать таланты и верить в себя. Только так можно построить здоровое и безопасное общество»,
— заключила Стригунова.

Сохраните наш сайт в закладках браузера, чтобы первыми узнавать главные новости!

Читайте также:

Вандализм как крик о помощи: эксперты назвали причины девиантного поведения подростков в Челнах

Автор:Екатерина Волкова
Как вам материал?
0
0
0
0
0
0
Loading...
loading