Переплата за листочек: челнинцам рассказали, как бренды наживаются на доверии покупателей
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS9jaGF0Z3B0LWltYWdlLTE0LW5vamFiLTIwMjUtZy0xOC0xOS0yMS5wbmc.webp)
Интерес к экологичным продуктам в России растет, и все больше покупателей обращают внимание на маркировки вроде «эко», «био» и «органик». Однако именно это доверие нередко становится инструментом гринвошинга. В беседе с «Челны Live» маркетолог Екатерина Дворникова рассказала, почему потребители так легко верят «зеленым» надписям и как производители используют это в своих интересах.
«Переплата до 200%»
По словам специалиста, доверие к «натуральным» приставкам в России стабильно высокое. Исследования 2021 года показывают: около 87% обеспеченных потребителей готовы платить больше, если на упаковке есть слова «эко», «био», «органик», «натуральный» и подобные.
По ее словам, фактически до 90% россиян доверяют подобным маркировкам.
Самые распространенные примеры гринвошинга
Дворникова объясняет, что гринвошинг — это стратегия, при которой товар маскируется под экологичный, хотя реально таким не является. Один из самых частых вариантов — создание «натурального» образа через упаковку. Например, прозрачная бутылка воды с зеленым листиком уже воспринимается как экологичная, хотя никакого реального подтверждения этому нет.
Почему зеленый цвет продолжают использовать?
Причина, по словам эксперта, заключается в том, что покупатели по-прежнему доверяют подобным маркировкам. Маркетолог подметила, что люди в целом доверчивы: увидев надписи «био» или «органик», большинство перестает внимательно изучать состав. Именно это, подчеркивает специалист, и позволяет недобросовестным брендам пользоваться существующей лазейкой.
При этом, Дворникова отметила, что речь не идет о всех производителях, но у многих брендов, в том числе зарубежных, уже были громкие скандалы, связанные с гринвошингом.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS9jaGF0Z3B0LWltYWdlLTE0LW5vamFiLTIwMjUtZy0xOC0xNS00Ni5wbmc.webp)
Какие элементы упаковки чаще всего вводят в заблуждение
По словам Дворниковой, существует целый набор визуальных приемов, которые создают иллюзию экологичности:
· Зеленые элементы — цвет, традиционно ассоциирующийся с природой.
· Крафтовая упаковка — натуральный оттенок бумаги вызывает ощущение «эко».
· Листочки и зеленые значки — один из самых сильных триггеров доверия.
· Неряшливый или рукописный дизайн — воспринимается как «ручная работа», «натуральность».
· Надпись «биоразлагаемая упаковка» — особенно вводит в заблуждение.
Собеседница подчеркнула, что в России пока нет инфраструктуры, способной перерабатывать биоразлагаемую упаковку в полном цикле. Поэтому фраза «биоразлагаемая» на упаковке в большинстве случаев не означает реальную экологичность.
Как понять, что продукт действительно экологичный
Дворникова рекомендует использовать специальное приложение Eco Label Guide (Эко-лейбл-гайд). Оно позволяет сканировать знак на упаковке и проверять, существует ли такой сертификат в принципе и является ли он подлинным. Кроме того, она советует читать состав и не полагаться только на цвет и оформление упаковки.
По словам маркетолога, некоторые бренды участвуют в экологических и ЗОЖ-инициативах исключительно ради PR.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS9ia3U4NDYtb2s0eGwtd2syam4yem92dnB0cXk1ZGhwMjJscy11eW82Mm83bzM3bWhzY2JiamZ6ZGYwNnV1amNsaGR6bmtvNmxiaHgtYTQ3ZXZudGdqLXIxLmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE2LzA2LzE2L2tvbF84NDYzLmpwZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS9waG90by0yMDI1LTEwLTE1LTEzLTIzLTE1X2RKclpySFYuanBn.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDI1LzEwLzAyL2ltZ18zMTMzLmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE3LzA2LzIxL25zdF80NzQzLmpwZw.webp)