Бизнес-стратег рассказала челнинцам, как отличить честный маркетинг от манипуляций
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMC9hNGQwNTIxOC0wMGQ0LTQ0YTQtOWU5My0yOTJhMjgzMjg4YWEucG5n.webp)
Маркетолог и бизнес-стратег Екатерина Дворникова в интервью изданию «Челны Live» рассказала о том, почему люди часто совершают неплановые покупки, как работают современные маркетинговые инструменты и как отличить честное предложение от манипуляции.
Почему мы совершаем незапланированные покупки
По словам эксперта, спонтанные покупки являются частью повседневного поведения человека. Она отметила, что люди нередко забывают о каких-то мелочах, а, оказавшись в магазине, неожиданно вспоминают о них. Именно поэтому, пояснила специалист, существует прикассовая зона — место, где покупатели стоят в ожидании оплаты, а перед их глазами расположены жвачки, конфеты и батончики. Это, по мнению Дворниковой, мелкие, но востребованные товары, о которых человек может не помнить заранее, однако готов приобрести сразу.
Маркетолог подчеркнула, что покупатели активно реагируют на слово «новинка». По мнению Дворниковой, это слово срабатывает, потому что человек по своей природе любопытен: людям интересно узнать, попробовать, посмотреть. Поэтому, если действительно появляется новый продукт, важно акцентировать внимание именно на этом слове.
Также эксперт отметила, что внимание покупателей привлекает привлекательная упаковка, отметив, что красивая и интересная подача продукта тоже является одним из способов стимулировать покупку.
Эмоции против логики
Отвечая на вопрос о роли эмоций в современном маркетинге, Екатерина отметила, что качественный маркетинг должен опираться и на рациональные, и на эмоциональные механизмы.
По мнению Дворниковой, в России пока немного по-настоящему осознанных потребителей, однако идея осознанного маркетинга, по ее словам, должна оставаться ключевой. Специалист отметила, что не верит в так называемые маркетинговые «уловки», считая их нечестными методами продвижения. Она подчеркнула, что маркетинг по своей сути призван помогать человеку принимать взвешенные решения, хотя, к сожалению, в современном пространстве все еще широко распространены манипулятивные подходы.
Среди наиболее частых психологических приемов Дворникова назвала использование слов, воздействующих на эмоции и стереотипы.
Как распознать нечестное предложение
Эксперт призвала покупателей проявлять настороженность в тех случаях, когда продавец подталкивает их к принятию быстрых решений. Она отметила, что выражения вроде «только сегодня», «осталось всего пять штук» или «завтра подорожает» являются очевидными признаками манипуляции. По словам Дворниковой, все, что заставляет принимать решение без возможности спокойно обдумать покупку, должно вызывать сомнение. Она подчеркнула, что добросовестный продавец всегда даст время на раздумья, а если человек сталкивается с настойчивыми попытками ускорить выбор, лучше сразу отказаться от такого предложения.
Она также отметила, что надписи вроде «этот товар просматривают 50 человек» или «осталось два товара» играют на чувстве срочности и страха упустить возможность.
Маркетолог уверена, что осознанный маркетинг связан не с манипуляциями, а с уважением к покупателю. Она подчеркнула, что его цель — помогать человеку, учитывая его время и задачи, а не обманывать.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMC9waG90by0yMDI1LTEwLTA3LTAwLTQwLTM3LmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE0LzEwLzIyL2ltZ180NTk1LmpwZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMC9jaGF0Z3B0LWltYWdlLTMwLW9rdC0yMDI1LWctMTUtNTItMjUucG5n.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDIxLzA5LzE2L3FwbGdfODIzMy5qcGc.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE2LzEwLzMxL2tvbF81NDQwLmpwZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMC9waG90by0yMDI1LTEwLTI4LTIxLTIyLTE2X3d4UnVYbXguanBn.webp)